Разбираемся, каковы особенности современного образования, рассмотрим отличия британской системы обучения от классической.

Многие люди сейчас понимают, что система образования меняется. У потребителей образовательных услуг изменился запрос. Формулировка примерно такая: хочется чего-нибудь нового, динамичного, интересного и эффективного. У педагогов есть понимание, что старые подходы не работают и нужно внедрять новые. Но что именно — пока непонятно.
На самом деле, Россия сейчас находится на стадии большого образовательного эксперимента. Мы, конечно же, смотрим на зарубежные системы и пытаемся интегрировать их в нашу образовательную систему.

Два года назад, мы командой школы проводили масштабное исследование и опросили большое количество педагогов разных учебных заведений. В ходе анализа мы выяснили, что употребляя термин «современное образование» у людей совершенно разные представления о процессе и результате.

Также все мечтают добавить в работу креатив и нестандартные подходы, и опять же, не понимают, что это и где это брать.

Более того, педагоги мечтают получить универсальные рецепты креативных методик. Но не все так просто.

Давайте разбираться — что такое современное образование и поговорим о зарубежных системах и их особенностях.

Итак, современное образование! Что за фрукт такой непонятный?

Давайте рассмотрим пример решения одной задачи. Пете дали задание: посадить 3 тополя под окном жилого дома.

1) В одном случае Петя будет в замешательстве, потому что входных данных слишком мало. Он не знает, где взять лопату, как садить тополя и куда.
Поскольку Петя не получил четкую инструкцию, у него два варианта: сделать как попало или не делать эту работу совсем — не дай бог еще по голове надают.

2) Во втором случае Петя будет осознавать, что входных данных мало и будет искать ответы.
Найдет заведующего лопатами, найдет ландшафтного дизайнера и проконсультируется с ним, как лучше посадить тополя, чтобы они не мешали жителям, не задевали провода и не создавали опасность для детей. Главная задача Пети — сделать свою работу хорошо! Не имея инструкции, Петя ищет варианты решения задачи — это и есть тот самый «мифический» креативный подход.

Так вот!

Задача современного образования — воспитать человека самостоятельного, коммуникативного, инициативного, который не боится взять на себя ответственность и может решать задачи любой сложности. 

Важный момент: в настоящее время пора уникальных специалистов проходит. Современный специалист любой сферы уже не является носителем уникальной информации, потому что сейчас в открытом доступе есть абсолютно любая информация. И задача специалиста — сделать все то, что он умеет, и если его компетенции не хватает — привлечь другого специалиста в процесс. Сейчас не зазорно чего-то не знать, нужно просто найти человека, который поможет вам решить задачу. НЕТВОРКИНГ — это главный и очень важный навык хорошего современного специалиста.

Мы в школе применяем современные образовательные подходы. Мне очень близка идея Британской системы обучения. Но не так просто применять эти системы в условиях, когда школа и ВУЗЫ коренным образом укрепили в нас классический подход.

Мы с преподавателями постоянно экспериментируем, внедряя новые подходы. Осторожно и постепенно. Но яркий контраст между классической и британской системой приводит ко многим трудностям. Но мы не сдаемся и пробуем снова.


Основная разница в нашей российской классической и британской системах: это самостоятельное обучение.

Да, да! Вы скажете — оно есть и в нашей системе. А на самом деле существует большая разница!

 

Как это проходит в классическом образовании? Дается много теории, потом обучающиеся отправляются в «свободное плавание» — применять знания на практике. Это называется – «дать базу», потом в бой! При этом, многие дисциплины нацелены на индивидуальное обучение.
Выглядит примерно так: побрили всех налысо — поставили в шеренгу и все равно, какие у вас индивидуальные особенности и таланты.

Как в британском образовании?

Первое: формируются команды и только команды! Почему? Потому, что каждый из нас обладает своими уникальными способностями: один хорошо рисует, другой хорошо презентует, третий обладает хорошими инженерными знаниями, четвертый может управлять командой и задавать боевой дух, пятый умеет делать сложные расчеты!
Это же интеллектуальная бомба, которая начинена такой всесторонней начинкой!
В итоге, командная работа над проектами в десятки раз быстрее и продуктивней.

Второй важный момент — это проектный подход. К примеру, чтобы изучить веб-дизайн, мы берем конкретный проект и начинаем отвечать на вопрос — что нужно знать, чтобы выполнить эту задачу? И изучаем именно то, что нам нужно и выполняем проект.

 

Как я уже упоминала, мы проводили с коллегами большое образовательное исследование и опрашивали не только педагогов. Мы провели глубинное интервью еще и с большим количеством людей, которые получали различное образование. Основное отрицательное впечатление, и также страх, получая новое образование — это большое количество «воды». Люди не хотят получать не нужную им в данный момент информацию! А вы хотите знать, как происходит гидролиз железа? На данный момент вряд ли! Потому что у вас нет необходимости применить эту информацию.

 

Основная мысль современного образования такова — получать в настоящий момент только ту информацию, которую я могу применить!

По сути, сама информация перестала быть ценностью. Важно научиться ее искать, использовать и привлекать в проект нужных людей.

Именно поэтому миллионы людей по всему миру смело делятся информацией и не боятся конкуренции.

С какими трудностями мы сталкиваемся?

Основная формулировка от студентов такая — мы пришли учиться у вас, а вы нас заставляете самих искать информацию! Зачем мы платим вам деньги, если и так все приходится искать самостоятельно?

Получается, люди приходят учиться по современным методикам, а требуют старых методов обучения. Это происходит потому, что они в нас формировались с детства.

 

Даже я, набирая новых членов в нашу команду, совершала те же ошибки, долго наступала на те же грабли. Сначала я выдавала много информации людям, потом отправляла в бой! Сейчас я изменила подход: я даю поэтапно задания и человек сам узнает все о школе, о различных темах.  Потом мы беседуем и я корректирую некоторые моменты, либо дополняю. Эффект намного выше, чем раньше!

 

Марина Турсукова,

креативный директор Сибирской школы дизайна

Copyright © 2017 Сибирская Школа Дизайна