Совсем недавно стены нашей школы украсила современная работа в стиле граффити. А теперь это необычно оформленная и приятная фото-зона для наших студентов.
Виновник —  Ян Аникьев . Основатель творческого агентства «Граффико».
Художник, дизайнер, приехавший в наш город из-под Магадана, творивший в США и Марокко, вдохновлённый авангардом и планирующий покорить Корею. О том, как найти себя в таком направлении графического дизайна, как граффити, вдохновении и современном искусстве мы поговорили.

Граффити-художник, современный, свободный художник. Кто это?

Это графические дизайнеры, художники, которые занимались граффити, лет 10-15 назад, а сейчас это немного видоизменилось. Сейчас это постграффити. Люди повзрослели, переосмыслили своё творчество, подход к нему. Отголосок граффити, в привычном нам сейчас понимании, как уличное творчество: яркие и объемные разноцветные шрифты, что по сути и является основой граффити, он присутствует. Многие используют в своих работах аэрозольные баллончики (баллоны с краской — …), также, художник может работать кистью. Работы стали более абстрактными или концептуальными. Это направление уже носит больше общего с дизайном, оформлением интерьера.

DSC 1755   DSC 1772   DSC 1778

Какое-то творчество современных, так скажем фриков, которые эпатируют публику своими работами, оно уже давно покупается и люди знают о них. Мы же — первое поколение в своём направлении. Граффити всё ещё воспринимается как что-то на уровне уличного хулиганства. Поэтому, пока ещё сложно. Ты занимаешься этим, а всё общество на тебя смотрит как на дурачка. Тяжело быть первопроходцем.
Хотя, уже есть весьма интересные кейсы, когда кто-то из нашего комьюнити, так скажем, выставился в хорошей галерее и его работу приобрёл супер-аукционер. Процесс пошёл и уже можно с гордостью сказать о том, что я современный стрит-арт художник. Стрит-арт вновь популярен. В Санкт-Петербурге есть музей стрит-арта, в Москве несколько площадок, таких как Винзавод* или Гараж*.

*(прим ред. Винзавод — центр современного искусства в Москве. Гараж — музей современного искусства в Москве)

Как появился стрит-арт в твоей жизни?

В 15 лет я смотрел передачу (Башня, до 16 и старше), и увидел репортаж, где были ребята с баллончиками и это меня зацепило. Эти яркие рисунки! Всё, мне прямо крышу снесло! В этом я увидел какой-то смысл жизни.
Столкнулся с проблемой: краска. Эти баллончики ещё нужно было где-то найти. Не было ни то чтобы специальной краски, невозможно было найти даже автомобильную краску в баллончиках. И первые пол года я просто рисовал мысленно…Представлял как я рисую, провожу линию. Если я видел в фильме как рисуют, то ставил на паузу и час или два рассматривал, пытался повторить. И я делал эскизы. Много эскизов. Все альбомы и листы были изрисованы граффити. С этого и началась моя граффити-карьера.
Потом я принял участие в граффити-фестивале в г.Магадане (на тот момент жил не далеко от него). Это было в 2000-м году, мода только пошла. Мы быстро завязали общение и получилось некоторое комьюнити тех, кто увлекался граффити. Так я познакомился с человеком, который на тот момент уже был своего рода гуру, я восхищался его работами. А он увидел во мне потенциал и позвал к себе в команду, где мы делали коммерческие заказы. Баннерная реклама была не очень развита в то время и мы нарисовали себе рекламу самостоятельно — рисунок и номер пейджера (да, не телефона, пейджера). На следующий день пейджер разрывался от заказов.
Вот благодаря чему я стал зарабатывать росписью, в какой-то момент, даже больше чем мои родители. Как раз это было модно. Оформляли интерьеры. У нас были хорошие заказы, была краска, которая оставалась после их выполнения и она шла на воплощение моих собственных творческих работ.
Я и институт поменял. Сначала учился на психолога, но переехав в Красноярск, куда меня пригласили работать, я поступил в педагогический университет на учителя рисования.
После его окончания, я открыл школу граффити, а потом колличество заказов перевесило возможность заниматься школой. Да и изначально, я готовился работать с более взрослыми людьми. По крупицам собирал информацию, хотел ей делиться. А пришли школьники по 8-10 лет, у которых был только один интерес — какой краской рисовать и где её брать. И высокие материи, размышления об искусстве их не интересовали.

Я — мультифукциональный дизайнер, художник. Мне нужно переключаться. Сейчас так: нравится — рисую, не нравится — не рисую. У меня нет острой необходимости самоутвердиться. Я  уже нащупал направление, в котором я могу развиваться. На год вперёд точно. Я не вижу в этом никаких повторений и знаю, что не заскучаю. Буду двигаться дальше, развиваться.

О кумирах и где черпать вдохновение.
В работах современных граффити-художников, в том числе и моих, можно увидеть много от работ русских художников-авангардистов, они вдохновляют.
Вдохновляют не конкретные художники, а именно отдельные работы. Есть, конечно русские и американские современные художники, которые мне нравятся, но не так, чтобы кто-то один. Многое из дизайна вообще, моушен дизайн, например.
Я люблю ходить в кино и оставаться досмотреть титры. Там бывают настолько интересные работы, что они приносят вдохновение. Почти никто в зале не досиживает. А ведь над этим работает целая команда!
Могу поймать вдохновение от природы. Очень много бывает. Вот, например, на выходных был в походе и меня вдохновил берёзовый лес, деревья, будто одеты в тельняшки. Думаю сделать следующую работу в берёзовом стиле (смеётся).

А с Бэнкси* знаком?
В каком-то смысле — да. Есть фильм о его творчестве «Выход через сувенирную лавку».
Я жил в Америке именно в то время и в том месте, пока его снимали. И когда смотрел этот фильм, то каждая минутка была приятной. Всё такое знакомое. И я понимаю, что такой в зале кинотеатра, да и вообще в Красноярске, я был один.

*( прим.ред. Бэнкси — Псевдоним английского андерграундного художника стрит-арта, политического активиста и режиссёра)

Как появляется концепция работы?
Приходят идеи, я их записываю, на телефон, могу надиктовать или просто зарисовываю. Чаще всего на компе. Работаю в Photoshop и Illustrator.
Программы сам изучал, книги покупал специальные. Времени, кончно много на это всё уходило. Сейчас, даже, завидую, что есть такие курсы, как у вас. Где можно просто прийти и начать всему учиться, есть программа. Это удобно.
Вот и с Сибирской школой дизайна познакомился через вашего выпускника, которого пригласил в свою студию работать дизайнером. И подумал, что школа дизайна, это интересно. В дальнейшем оказалось, что с креативным директором школы, Мариной Турсуковой, мы уже были знакомы.

«ДИЗАЙН»
Если говорить о моей работе, которая выполнена в Сибирской школе дизайна, то глубокой философии в ней нет. Сейчас я работаю с формой, цветом, местом. Я посмотрел на стену и она мне не понравилась, трубы эти. И три дня у меня варились идеи. Оставить поля, обыграть трубы…
Шифт леттерс. Есть такой термин. И то, что легло в основу моих последних работ. Это направление в постграффити вообще очень популярно. Своеобразная игра со шрифтами, обработка.
Я сейчас пишу на русском, вот и взял слово «ДИЗАЙН» — школа дизайна же. Скомпоновал, так как этого мне хотелось. Использовал 3-4 цвета. Отталкивался от цветов по брендбуку фирменного стиля школы. И удивился, как собрал приятные мне цвета, которые в итоге идеально подошли под дизайн интерьера.